Рукава высокого давления — это гибкие многослойные резиновые шланги, применяемые для транспортировки различных моторных жидкостей. По конструкции РВД — несколько вставленных друг в друга резиновых трубок, армированных навивками или металлическими оплетками, опрессованных муфтами соединения — фитингами.
Процесс изготовления арматуры состоит из нескольких этапов — от выбора шлангов и фитинга, до испытания конструкции на герметичность. Шланги выдерживают нагрузки высокого давления и снижают вибрационные воздействия на гидроконструкции.
Разновидности РВД
Шланги для перекачки рабочей жидкости под давлением делятся на оплеточные и навивочные. Конструкции рукавов различаются по способу армирования. Спирали оплетки расположены по диагонали, а в отдельных случаях дополняются дополнительными витками внахлест. При навивке проволочные кольца накладывают перпендикулярно оси шланга.
РВД оплеточного типа используются для перекачки эмульсий на водной основе и минеральных масел, а также технических жидкостей, температура которых может варьироваться от -41 до +101°С.
Оплеточные рукава классифицируют по усилиям на разрыв, которые они выдерживают, и по рабочему давлению.
Типы |
Усилие (кгс) |
Тип оплетки |
Давление (атм.) |
А |
14,7 |
I – однослойная |
160 |
Б |
17,5 |
II — двухслойная |
200 |
В (Z) |
20 |
III — трехслойная |
330 |
Существуют и другие типы оплеточных РВД для работы в особых условиях: с 4 слоями оплетки, с 6 слоями, морозоустойчивые. Литеры в маркировке указывают на конструкцию арматуры. ST — в оплетку входит латунная проволока, SN — РВД изготовлен из тонкой резины.
Навивочные рукава применяются для перекачки жидкостей высокого давления, которые в процессе эксплуатации нагреваются свыше +101°С. Бывают следующих типов:
- 4 SP: навивка — 4 слоя стальной проволоки;
- 4 RS — тоже 4 слоя, но навивка изготовлена из сплава повышенной прочности;
- R12 — используется в экстремальных условиях;
- R13 и R15 — шестислойная навивка, рассчитана на перекачку рабочей жидкости с повышенным давлением.
Рукава оплеточного типа используются чаще, поскольку у них выше коэффициент гибкости. Наиболее высок спрос на следующие изделия:
- Спиральные шланги из плотной резины. Для повышения надежности кроме основных слоев — внешней и внутренней проволочной спирали, текстильной и резиновой прослойки, дополнены еще одним слоем текстильной вставки. Это позволяет отводить статическое электричество.
- ПТФЭ — вместо резины при изготовлении используют политетрафторэтилен. Используются при перекачке агрессивных соединений.
- РВД из термопласта. Шланги повышенной прочности, используются для работы в условиях резких температурных перепадов.
При выборе рукавов высокого давления необходимо учитывать параметры перекачиваемой жидкости — температурный интервал и давление. Еще один важный показатель — радиус изгиба. Он не должен превышать 10% от внешнего диаметра. Изгиб измеряют калибратором.
Изготовление РВД
Производство рукавов высокого давления можно условно разделить на несколько этапов:
- подготовка — подбор шлангов и муфт для фитинга;
- опрессовка — соединение деталей из различных материалов;
- испытание на герметичность;
- нанесение маркировки — мелкие предприниматели могут исключить этот этап.
Для повышения надежности конструкции рекомендуется использовать шланги и муфты одной марки, и — по возможности — одного производителя.
Станки необходимые для производства РВД
Необходимое оборудование для оснащения производственной линии:
- Отрезной станок. Для обрезания шлангов «болгарку» использовать нежелательно. Пыль от абразивных кругов может попасть внутрь рукава. Виды оборудования — 70 СМ — 100, ротационное лезвие.
- Роллы для разматывания бухты.
- Обжимной станок или пресс.
- Устройства для обдирки (зачистки) внешнего и внутреннего резинового слоя.
- Агрегаты для перфорации.
Желательно укомплектовывать производственную линию специальными конструкциями для маркировки готовых изделий.
Подготовительный этап
Выбирают гидравлический шланг, учитывая условия работы РВД, муфту к нему по размеру сечения, и обжимные кулачки. С учетом этих параметров настраивают станки. Затем разматывают бухту, отрезают рукав нужной длины. До оплетки (навивки) зачищают торцы резиновых заготовок изнутри и снаружи.
При производстве рукавов высокого давления на этом этапе проводят установку обжимных муфт. Если зачистку не проводили, то втулку вставляют так, чтобы она доходила до упорного буртика. А если проводили, монтируют так, чтобы оставался зазор, равный замку фитинга. Размеры обжимных кулачков выбирают по таблице — она всегда есть в инструкции к оборудованию. Этот параметр зависит от размера фитинга и сечения шланга.
Опрессовка
Для изделий оплеточного вида, применяемых для перекачки рабочей жидкости с давлением до 12 МПа, применяют метод поперечного обжима. Зачищают торец рукава, надевают на него муфту, вставляют в отверстие опрессовочного станка. При обжиме зубцы врезаются в наружный резиновый слой, обеспечивая герметичное соединение.
Продольный обжим (или европейский) используется для рукавов, перекачивающих рабочую жидкость, которая находится под высоким давлением. Зубья втулок входят с внутренней стороны шланга, скрепляясь не только со слоем резины, но и с армированным слоем.
Испытание и маркировка
После опрессовки рукава продувают. Благодаря направленной воздушной струе внутренняя часть шланга очищается от пыли и других инородных включений.
Затем готовый РВД подключают к устройству для испытания на герметичности, прогоняя через него масло или воду под давлением, в 2 раза превышающем рабочее. Если на изделии не появились дефекты — утечки в местах соединения фитинга, трещины на поверхности и т. д., то его вновь продувают и просушивают. Затем проводят предпродажную подготовку — шланги маркируют и упаковывают для транспортировки.
При промышленном изготовлении РВД невозможно осуществить полную проверку каждого изделия. В этом случае проводят выборочный контроль — исследуют 13-14 штук из партии в 50 шт. Если брака не обнаружено, принимают всю партию. При выявлении единичного дефекта тестируют все изделия. В случае, когда протечку обнаруживают у 10-15% рукавов, проводят поверку всего оборудования производственной линии.